Общекорабельные системы и корабельные устройства
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 24 July 2014
Общекорабельные системы и корабельные устройства
Боевая и повседневная деятельность обуславливает необходимость оборудование кораблей различными техническими средствами, при помощи которых могли бы эффективно решаться следующие задачи:
1. Борьба за непотопляемость корабля путем удаления воды из затопленных отсеков, а также приемом и перекачиванием жидкого балласта для спрямления поврежденного корабля.
2. Борьба с пожарами на корабле.
3. Противоатомная защита корабля от радиоактивного заражения.
4. Поддержание необходимых параметров воздушной среды для улучшения обитаемости жилых и служебных помещений, а также для создания необходимых условий хранения боезапаса и пищевых продуктов на корабле.
5. Обеспечение подачи пресной и забортной воды в различные помещения для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд л\с.
6. Удаление с корабля трюмной воды, различных нечистот и грязной воды.
Все эти задачи на корабле решаются при помощи корабельных систем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВЫХ И ПОВСЕДНЕВНЫХ ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.
Корабельными системами называется совокупность специализированных трубопроводов, механизмов, аппаратов и приборов, предназначенных для выполнения определенных функций по обеспечению боевой и повседневной деятельности корабля, бытовых и хозяйственных нужд л/с.
На современных кораблях корабельные системы представляют собой автоматизированные комплексы с ДУ и централизованной системой контроля.
По назначению и характеру выполняемых задач все системы корабля делятся следующим образом:
- общекорабельные системы(ОКС), обеспечивающие деятельность корабля в целом;
- специальные системы, обеспечивающие работу отдельных механизмов и устройств, ЭУ или оружия.
Все ОКС по назначению и характеру выполняемых задач делятся на следующие:
- трюмные;
- балластные;
- противопожарные;
- защиты от ОВ, РВ и БС;
- бытового водоснабжения;
- отопления, хозяйственного пароснабжения и пропаривания;
- сточно-фановые;
- вентиляции и кондицианирования воздуха;
- холодильную.
По роду использования все корабельные системы делятся на две группы :
- боевые;
- повседневные.
К числу боевых систем, которые обеспечивают боевую деятельность корабля, относятся: трюмные, балластные, противопожарные, защиты от ОВ, РВ и БС.
К повседневным относятся: системы бытового водоснабжения, отопления, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания, вентиляции и кондиционирования, а также холодильные системы.
В зависимости от типа перемещаемой среды трубопроводы делятся на водопроводы, воздухопроводы, газопроводы, паропроводы.
В группу трюмных систем входят водоотливная, осушительная и перепускная системы. Эти системы играют большую роль в обеспечении непотопляемости корабля.
Водоотливная система предназначена для удаления из корабельных помещений большого количества воды, поступившей в корпус при его повреждении или в результате тушения пожара водой. Эта система состоит из водоотливных средств (насосов и эжекторов), приемных и водоотливных трубопроводов с арматурой, системы управления и приборов контроля. Производительность водоотливных средств 50-350 м3/ч, при напоре 7-8 м.вод.ст.
Осушительная система предназначена для периодического удаления небольшого количества воды, скапливающейся в выгородках из-за мелких течей, отпотевания корпуса и т.п. В качестве осушительных средств обычно используются водоструйные эжекторы и электронасосы. Их производительность составляет 5-50 м3/ч. На малых кораблях осушительная система обычно совмещается с водоотливной.
Перепускная система обеспечивает перепуск и спуск воды из помещений, не имеющих осушительных или водоотливных средств, в соседние и нижерасположенные помещения, имеющие средства осушения или водоотлива.
Балластные системы служат для перемещения водяного балласта или топлива в целях изменения осадки, дифферента и крена корабля. В группу балластных систем входят: балластная, дифферентная и креновая системы. Эти системы играют важную роль в обеспечении непотопляемости корабля, обеспечивая его спрямление. На кораблях малого и среднего водоизмещения нет возможности устраивать специальные балластные, креновые и дифферентные цистерны. Их роль выполняют топливные цистерны, которые оборудуются системами затопления, осушения и перекачки топлива. В некоторых случаях предусматривается искусственное затопление каких-либо второстепенных помещений и кладовых в носу или корме для устранения дифферента.
- Prev
- Next >>